
Видео: оригинальная трактовка стихотворения Павла Морозова "ИЗМЕНА", муз. и исп. Станислава Андрианова
Музыка и исполнение Павла Булычева, стихи Павла Морозова "Разговор с Бонапартом"
ОЧЕРК ИЗ КНИГИ ДИНЫ НЕМИРОВСКОЙ «НА ГРАНИ ВЕКОВ» (учебное пособие по литературному краеведению для старшеклассников, Астрахань, 2001). Очерк был написан в 2000 году, при жизни поэта, которого не стало 6 мая 2003 года).
ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ МОРОЗОВ
(родился I ноября 1954 года - умер 6 мая 2003 года)
На развилке трёх дорог
Повстречал меня пророк
И сказал: «Пойдёшь направо –
Ждут тебя любовь и слава,
Можешь влево повернуть –
Тоже проторённый путь,
Только прямо не ходи –
Неизвестность впереди».
Мы на камне от души
Покурили с ним в тиши,
Был я смолоду упрямым,
Не свернул – потопал прямо…
В строках этого программного стихотворения заключена не только поэтическая, но и жизненная позиция Павла Морозова. Не сворачивая на дорожки окольные и лёгкие, он идёт в литературе своим непроторённым путём – более трудным, зато и более честным. Видимо, поэтому его авторский голос не схож ни с чьим другим. В нём – то неподдельное стремление к свободному и бескомпромиссному самовыражению, которое отличало творчество Морозова с самых первых строк и остаётся в его стихах по сей день.
Павел Морозов родился в Астраханской области I ноября 1954 года. Сельчанин по рождению, он пришёл в поэзию со своей собственной темой – темой сопричастности к судьбе родной земли.
Его стихи о природе в соотнесении её с духовным миром человека, привлекающие внимание прежде всего естественностью интонации, наблюдательностью и искренностью, с первых публикаций на страницах астраханских газет не оставляли читателя равнодушным.
Уже в конце семидесятых у Морозова появилась своя читательская аудитория. Павел много выступал перед своими земляками, его проникновенный голос часто звучал по радио, и люди ждали новых встреч с его стихами, исполненными доброты,
а потому вызывающими доверие:
Пусть звучит вечерняя соната
Поля, что раскинулось вдали,
Мне и вправду ничего не надо,
Кроме этой музыки земли,
Что во мне звенит, не затихая,
В эти мимолётные часы… –
мудрые и вместе с тем простые строки Павла дышали в лад с миром природы, в них струилось то неподдельно молодое жизнелюбие, которое позволяло запоминать их с первого прочтения. Сенокос, поле, опьяняющие капли росы, сельские гармонисты – все эти черты и приметы малой родины органично и красочно вошли в стихи Павла Морозова. И всё это стало фактом поэзии потому, что это не придумано и является не мелкой подробностью, а крупным фактом его биографии, его личной жизни, судьбы. Основными темами творчества Морозова были и остаются раздумья о своём призвании, о месте в жизни, об ответственности за сегодняшний и завтрашний день Отчизны. В более поздних стихах он высказал точку зрения о предназначении поэзии, созвучную многим:
«Мы пишем стихи во имя победы Добра над Злом». Павел Морозов умеет слышать время, видеть происходящие вокруг события собственным, присущим лишь ему, взглядом. В Астрахани стихи Морозова были опубликованы в 1995 году в сборнике участников фестиваля поэзии «Подснежники Парнаса» и в поэтической антологии «Где Волга прянула стрелою…»
Драматическое, а порой и трагическое восприятие окружающего мира придаёт морозовским строкам ту степень серьёзности и подлинности, без которой не бывает истинной поэзии. Всё творчество Павла отличает основное качество: честность поэтического слова. Современность у этого поэта широко ассоциируется с историей страны. Однако Морозову присущи не только стремление проследить ратный героизм русского народа, начиная с древних времён, не только желание осмыслить значение его подвига в годы Великой Отечественной, но и высказаться по болезненной проблеме афганской войны:
Посчитали войну бесполезной,
Возвратили солдат по весне,
А сосед мой, недужный, болезный,
Не даёт позабыть о войне.
У него ни детей, ни квартиры,
Ни двора у него, ни кола,
Только письма от девушки Иры,
Что солдата недолго ждала.
У него лишь тяжёлая рана,
У него лишь кошмарные сны.
В них по пыльным дорогам Афгана
Он крадётся за духом войны… –
Строки стихотворения «Следы Афганистана» несут мастерскую точность описания и щемящую человечность, присущую всей поэзии Морозова, а то, что в атмосфере этих стихов проглядывается нечто жёсткое, немилующее, вступающее в противоречие с общим пафосом любви и доброты, определимо самой тематикой. Поэт обращается к очень разным темам, что говорит о широте его творческого диапазона.
Патриотические чувства лирики Павла Морозова подтверждены его собственной судьбой. Автобиографическое стихотворение «По дороге домой», повествующее о том, как молодой ефрейтор возвращается в родной город из армии, заканчивается строками: «В жизни начнётся другая страница длинной главы под названьем
«Завод».
После службы в армии Павел работал помощником мастера на Астраханском трикотажном комбинате, ценил свою рабочую профессию и очень дорожил ею. Без отрыва от производства он заочно закончил Литературный институт имени Горького, где ему необыкновенно повезло с творческим наставником – руководителем его поэтического семинара был известный поэт Анатолий
Жигулин, прошедший фронт, знающий о войне не понаслышке, автор замечательных стихов и прозы о Великой Отечественной и
послевоенной жизни нашего государства.
Общение с А. Жигулиным, поэтом обострённого чувства своей Родины, своего народа, для которого боль минувшего не стала минувшей болью, несомненно приумножило творческий потенциал Морозова. Духовное братство объединило его и с Леонидом Чашечниковым – в годы юности Павел занимался под его руководством в литературной студии «Высота» и крепко сдружился со старшим поэтом. Стихи, посвящённые Морозовым своим поэтам-учителям, свидетельствуют не только о теплоте личных отношений, но и о том, что и Жигулин, и Чашечников, и Морозов – поэты единого творческого поиска.
Помимо щедрого поэтического дара Павел Морозов наделён способностью к критическому анализу. Для тех, кто занимался вместе с ним в литературной студии, участвовал в зональных семинарах молодых писателей, он был и остается своеобразным фильтром, катализатором, способным меткой и справедливой критикой вывести из поэтических рядов любого графомана, подсказать талантливому автору, где и в чём его промах, недоработка.
Всё чаще на страницах областных газет и журналов появляются обзорные статьи и очерки Морозова, что очень ценно, поскольку в настоящее время в Астрахани литературная критика явно в дефиците.
В одной из рецензий В.
Рыжих заметил в стихах Морозова мятежный настрой: «Душа его ищет – может, слова, может, сопереживающего тепла, а, может, – друга». Все грани творческого поиска с особой полнотой проявились в морозовском сборнике «Рисунки с натуры», изданном в серии «Библиотека астраханской поэзии», с которым Павел в октябре 1999 года стал одним из лауреатов литературной премии имени Клавдии Холодовой. В книге, что создавалась двадцать с лишним лет – заметы сердца и памяти, наблюдения, размышления, когда факт или явление жизни
обращали на себя внимание поэта и порождали мысль или образ.
Стихи Морозова наполнены раздумьями о судьбе Отечества, о переживаниях человека, который, испытывая на себе все беды нашего переменчивого века, сохраняет веру в национальное достоинство:
«Мой русский люд, он самый терпеливый, несуетный, неробкий, молчаливый, какой ни есть, но это – мой народ!» Чтобы создать такие стихи необходимо всем своим человеческим существом пережить и даже выстрадать то содержание, которое воплощено в поэтических строках. Для глубокого понимания поэзии Морозова от читателя требуется напряжение собственного разума и души.
Лирический герой постоянно ощущает свою кровную связь с родной землёй, сердце его наполнено тревогой за судьбу России, страхом за будущее нового поколения, что «после продолжительной зимы» разуверилось в прежних идеалах. Совмещая в стихах публицистичность с образной детализацией, Павел стремится не просто высказаться о тех или иных проблемах, но пристально, ответственно и углублённо вглядывается в духовную жизнь личности и народа и воплощает её внутренний мир и ценность в поэтическом слове. Даже сложные политические проблемы у него осердечены, совмещены с личной судьбой автора. Такой незаметный переход от общего к частному создаёт атмосферу сопричастности поэта и
читателя, очеловечивает порой самые сложные размышления:
Не хотел казаться маловером,
Верил в недалёкую мечту,
Только танки в девяносто первом
Раздавили веру в доброту.
Думал, поживу ещё на свете
Без глупцов и без кавардака,
Только танки в девяносто третьем
Отрезвили мысли чудака.
Жить мечтал спокойно и богато,
О стране поэмы сочинять,
Только танки в девяносто пятом
О себе напомнили опять…
Ощущение потери единой Родины, распада Советского Союза, как целостного братства народов – ведущая тема сборника «Рисунки с натуры». Сегодня модно утверждать, что это братство было навязанным сверху, неискренним, однако то, что происходит сегодня, когда из-за межнациональных конфликтов льётся кровь и льётся в таких масштабах, что поневоле приходишь к осознанию народной мудрости «худой мир лучше доброй ссоры» (а стремиться-то нам следует как раз к доброму миру!), очень многие морозовские строки, вне всякого сомнения, созвучны мыслям большинства современников и, что совершенно определённо, не могут оставить в равнодушии, поскольку предельно человечны и альтруистичны.
У стихов Павла Морозова есть то самое важное качество, которое присуще истинной поэзии: они заставляют думать, порою не соглашаться с автором, вступать во внутреннюю полемику с ним. Вызвав в читательской душе ответные чувства, такие стихи живут и в сердце, и в сознании ещё долго после прочтения.
Поэт пытается охватить действительность в её сложных противоречиях. Для него важно не просто назвать виновников беды, не просто заклеймить зло, главное – как можно реалистичнее и строже сказать о страшной стороне нашей жизни, в которой правит бал откровенная пошлость.
«Нам нечего сказать шагающим вослед», - с грустью констатирует поэт, призывая отрезвить державу от бездуховности, вспомнить о чести и любви.
Стилевая манера Морозова позволяет ему и в радости, и в горе выражать свои чувства и мысли с иронией, за которой часто скрывается глубокий социально-политический смысл.
В стихотворении «Случай на рынке», описывая нелицеприятный эпизод драки русского с таджиком, в которой победившему россиянину отомстила за единоверца толпа разъярённых азиатов, поэт развёрнутой метафорой даёт верную оценку нашему прошлому, которая едва ли совпадёт с точкой зрения современных читателей: «Не так ли когда-то глазели, как бьют непокорных князей?» и связывает её с днём нынешним:
Не крестимся, если нет грома,
А после рыдаем навзрыд,
И надо бы жить по-другому.
Да, надо бы, кто говорит?!
В новом сборнике Павла Морозова немало горьких дум о бессмыслице, которая не даёт «жизнь по-человечески прожить», но, в отличие от его более ранних стихов, в них преобладает не философичность, а прямая сатирическая оценка современных социальных и политических фактов, отсюда – резкая ироническая интонация в таких стихах, как «Строка в анкете», «Мы потеряли вмиг и совесть, и приличье…», «Письмо на Украину» и в некоторых других.
Дерзка и порой неожиданна образность стихов Морозова, сумевшего своё неприятие лжедемократизма перенести в сферу размышлений о сути человеческого достоинства:
Те слова, что сейчас воскресили,
Не могу говорить без труда:
Господа! Вы живёте в России,
Так какие же вы – господа?..
Вы играете… Только на грани
Сумасшествия ваша игра:
Появились в Рязани дворяне,
В Туле в школу пошли юнкера…
По существу, основной мотив поэзии Павла Морозова – гневная отповедь тем, кто продолжает распинать историю, а значит, предавать свой народ. Неприятие этого автор подтверждает личной судьбой. Он с такой неподдельной горечью пишет о своём новом деле, торговле книгами, которым вынужден заниматься, чтобы его семья могла жить достойно, что у читающего эти строки вполне естественно возникают мысли о навязанном извне нашей стране способе выживания:
Я перещёл в когорту продавцов,
Пока живу на то, что продаю.
Я перешёл в когорту мертвецов,
Хотя исправно нищим подаю.
Такое чувство, будто бы удрал
От родины, покинув отчий дом,
Как будто что-то ценное украл
И продаю украдкой за углом…
К счастью, лично Павла Морозова, как человека высокой духовности, в наше раздрызганное время удерживает на плаву способность творить – правдиво, честно, и несмотря на душевный неуют, светло, что проявляется как во вдумчивых, публицистически углублённых стихах, так и во многих строках о любви, в том числе, и любви к родному краю.
В 1998 году П.Морозов стал лауреатом городского телевизионного конкурса на лучшее литературное произведение, посвящённое 440-летию Астрахани. Поэту «по душе на лодочки, под всплёски на воде, всплывать в Созвездье Лотоса, какого нет нигде».
И хотя сам он считает, что в нашем живописном краю «идиллии писать немудрено», морозовские строки, посвящённые малой родине, настолько искренни и нефальшивы, что она предстаёт перед читателем отнюдь не идиллической, а той единственной, что даётся каждому человеку от рождения и навсегда.
Павел Морозов продолжает идти по жизни прямой дорогой, никуда не сворачивая от своего истинного предназначения – поэзии.
http://www.chitalnya.ru/work/7276/
ПАМЯТИ ПАВЛА МОРОЗОВА
На кладбище с охапкою цветов
К любимому и близкому поэту
В маршрутке душной еду этим летом,
Как будто выбираюсь из оков
Беспамятства, ознобной суеты.
Полны ограды лебеды-осоки.
Сегодня сорок дней, как умер ты
И я твои шепчу на память строки.
Сегодня сорок дней, как нет тебя,
С кем начиналось самое начало.
Стою, рукой косынку теребя,
И верю, что душой не одичала.
По Кракову, как в дальнем сентябре,
Опять дождём заплачет скоро осень.
На листопады озорно смотрел,
А было их всего-то сорок восемь…
Нам – не аукаться. Мы – не в лесу.
Восходит наша юность из тумана.
Я к новым судьбам строки донесу,
Как будто переводчица Иванна.
(июнь 2003)
Рейтинг работы:
120
Количество отзывов:
3
Количество просмотров:
218
© 29.07.2013
Рубрика произведения: Проза -> Очерк
Оценки: отлично
12, интересно
0, не заинтересовало
0
Сказали спасибо: 11 авторов

30.07.2013 19:13:48
Здесь - поэтов равняют по рангу,
Мемуары примерно пишу
Благодарна любимому Цвангу!
Дружбой нашей живу и дышу!

30.07.2013 04:46:19
Отзыв: положительный
Спасибо за знакомство с творчеством интересного поэта Астрахани!
29.07.2013 14:34:20
Отзыв: положительный
СПАСИБО ДИНА ЗА ТАКИЕ ХОРОШИЕ И ЧЕЛОВЕЧНЫЕ СТРОКИ О НЁМ !!! Откровенный, славный и весёлый человек Паша Морозов(Мороз).Приходит иногда ещё в гости ко мне,но всё слабее и расплывчат(ее) его лицо.Как сквозь дождём омытое окно... Томик ЕГО стихов всегда под рукой.Слышу и помню почему то, только всякую белиберду несерьёзную и усмехаюсь в тишине квартиры...Иногда и грустные вот такие слова звучат сквозь шелест времени...
(Вот к воротам прибью петлю,
На пороге листву смету,
После этого объявлю:
"Покупайте мою мечту!"
Потолок побелю внутри,
На карниз подошью доску,
Напишу на входной двери:
"Покупайте мою тоску!" )

29.07.2013 23:39:21
Благодарствую сударыня за приглашение...Обязатительно не премину воспользоваться :) предложением. Тихомир.

29.07.2013 14:26:48
Отзыв: положительный
Замечательный, искренний, открытый поэт с душою нараспашку - и так мало прожил...
Даю в анонс.

29.07.2013 14:28:17
ВЕЧЕР ПАМЯТИ ПАВЛА МОРОЗОВА ПРОШЁЛ ВПОТЬМАХ
7 ноября 2008 года астраханские писатели вспоминали своего товарища по цеху поэта Павла Морозова. В отделе искусств Областной научной библиотеки имени Крупской собрались те, кто знал поэта лично и кому дорого его творчество и память о нём. Организатором мероприятия выступило, как обычно, Астраханское отделение Союза писателей.
Свои стихи и стихи Павла Морозова читали Юрий Щербаков, Борис Свердлов, Павел Радочинский, Вера Котельникова, Дмитрий Казарин и другие. На вечере присутствовал брат Павла Морозова Василий, друзья и знакомые поэта.
В этом году лауреатом литературной премии имени Павла Морозова стал Сергей Золотов, недавно принятый в ряды Союза писателей. Ему был присуждён диплом лауреата «за высокую гражданственность и тонкий лиризм стихотворений последних лет».
Несмотря на неприятную неожиданность в виде отключённого света, вечер не был прекращён, а участники и гости продолжали его впотьмах, лишь изредка и по мере надобности освещая друг друга узким лучом карманного фонарика.
Видимо, русская культура должна рождаться и развиваться в катакомбах. Тогда она чего-то стоит.
Так уж получилось, что творческий вечер совпал с празднованием годовщины Октябрьской революции, который в наше время назвали Днём примирения и согласия. А у Павла Морозова есть стихотворение, написанное к этой дате, когда 7 ноября перестало быть государственным праздником.
В День Примиренья и Согласья
Сажусь и поминаю Русь,
И соглашаюсь с братом Васей,
И с тестем вечером мирюсь.
Прощаю старый долг соседу,
Хотя он снова в доску пьян,
И пьёт безмерно за победу,
За власть рабочих и крестьян.
…Шуршат истории страницы,
Где чаще побеждает зло.
И трудно с этим согласиться,
И примириться тяжело!
Действительно, трудно примириться прежде всего с несправедливостью. Несправедливостью можно считать и ранний уход из жизни самого поэта. Чтобы имя Павла Морозова не оказалось забытым, Юрий Щербаков предложил недавно в Гордуме учредить литературный конкурс среди молодёжи и назвать его именем поэта. И его предложение вроде бы нашло поддержку.
«Гигантская эрудиция, строгая рамка стиха, юмор, даже хулиганистость отличает Павла Морозова и его поэзию. Павел любил поэзию в себе, а не себя в поэзии», - так охарактеризовал творчество поэта литературный критик Олег Севастьянов, который, наверное, дольше всех присутствовавших готовился к этому вечеру.
Павел Морозов известен не только как поэт, но и как публицист. Его публицистика всегда вызывала по-настоящему острую реакцию у читателя, задевала человеческую душу.
Писал он не только о литературной жизни, но и о наших общечеловеческих проблемах. И очень жаль, что при жизни Павел Морозов не сумел издать книгу своих статей.
Он публиковался в местных изданиях, в том числе в газете астраханских писателей «Родное слово».
По словам Юрия Щербакова, именно работа в Союзе писателей продлила недолгую жизнь поэта на 2-3 года.
«Можно много говорить о Павле Морозове, - сказал на вечере его друг поэт Борис Свердлов, - и если мы будем из года в год собираться, память о нём будет передаваться не только поколению, к которому принадлежал он сам, но и нашим детям».
ДМИТРИЙ ПИСАРЕВ.
газета «Астраханская правда», 19 ноября 2008 года.
29.07.2013 14:30:19
Павел Морозов:
АСТРАХАНЬ
Возвращаюсь утром рано.
Кремль белеет из тумана.
У меня на белом свете
нет роднее стороны!
И встречают, как султана,
Два двоюродных братана.
Все дороженьки на карте
к этой точке сведены!
Дует в городе моряна.
Дурит голову Татьяна.
У меня на белом свете
нет роднее стороны.
Все дороженьки на карте
к этой точке сведены!
* * *
И никак не скажешь проще,
Две недели сочинял:
У меня не стало тёщи,
Танька бросила меня!
Ничего не станет, если
Мендельсона заведу
И под свадебные песни
К маме плакаться пойду.
Мама выгладит рубахи,
Даст целковый на обед.
У неё не стало свахи,
И снохи отныне нет…
Не по нам такая скука,
Просыпаюсь по ночам.
Мама хочет видеть внука,
Я по сыну заскучал.
Наряжусь английским лордом
И пойду к своей судьбе.
А когда-то был я гордым,
До женитьбы на тебе!
* * *
Не хотел казаться маловером,
Верил в недалёкую мечту,
Только танки в девяносто первом
Раздавили веру в доброту.
Думал, поживу ещё на свете
Без глупцов и без кавардака.
Только танки в девяносто третьем
Отрезвили мысли чудака.
Жить мечтал спокойно и богато,
О стране поэмы сочинять,
Только танки в девяносто пятом
О себе напомнили опять.
Не дают пожить в любви и мире,
Тихо тает в часиках песок.
Всем дадут в итоге по квартире
Из сосновых струганных досок.
Сколько, интересно, там осталось?
На кого обиду возложить
В том, что нам с тобою не досталось
Жизнь по-человечески прожить?!
СЛУЧАЙ НА РЫНКЕ
На рынке, на прошлой неделе,
Подрался с таджиком одним.
И люди безмолвно глядели,
Как мы кувыркаемся с ним.
Я в драках – боец небездарный
И здесь не жалею волос.
В итоге коронным ударом
Я снял о победе вопрос.
Но тут получилось такое:
Захлопнулась вдруг западня,
И все азиаты, толпою,
Нечестно избили меня.
Какая-то барышня в шали
Меня завела в тихий дом,
Насколько могла - утешала,
А ночью жалела потом…
И думал я, лёжа в постели,
Про рядом стоящих друзей.
Не так ли когда-то глазели,
Как бьют непокорных князей?
Уверенный в собственной силе,
Надменен российский мужик.
Прилюдно меня отлупили.
При чём здесь какой-то таджик?
Не крестимся, если нет грома,
А после рыдаем навзрыд.
И надо бы жить по-другому.
Да, надо бы, кто говорит!
29.07.2013 15:26:15
Спасибо, друзья, за стихи и фото, за воспоминания и Память.
ПАВЕЛ МОРОЗОВ
РОМАНС О ФЛЕЙТЕ
Случайные случайности на свете
Случаются, как будто бы во сне:
Я Вам хочу сейчас сыграть на флейте
Рассеяно она шепнула мне.
Пожалуй, нет! В том позабытом лете,
Когда плыла неяркая луна
Я Вам хочу сейчас сыграть на флейте,
Настойчиво сказала мне она.
А может быть, всё перепутал ветер?
И остаётся гнать догадки прочь.
Я Вам хочу сейчас сыграть на флейте!
Она мне прокричала в эту ночь.
Я в поисках метался по бульвару,
Не понимая вспыхнувшую блажь:
Да ладно бы баян или гитару,
А тут подайте флейту! и шабаш
Провинциал, тупой и несмышлёный,
Профан, кретин, полнейший идиот:
Она ушла, конечно, оскорблённой,
Скривив в усмешке пышногубый рот.
Ах, мне б её сейчас, как ту конфету,
Которую не дали пацану.
И пусть бы намекнули мне про флейту
Под эту августовскую луну!
ЛЕОНИДУ ЧАШЕЧНИКОВУ
Много было родин у поэта!..
И Сибирь, и Волга, и Москва,
Но для каждой находил при этом
Самые заветные слова.
Было много у поэта родин!..
Он менял их лихо, без труда,
Потому казался сумасбродом
Тот поэт, менявший города.
Родин у поэта было много!..
Может быть, он чувствовал душой,
Что ведёт его от них дорога
К ощущенью Родины большой?
У поэта родин много было!..
Милых, малых, как ни назови:
Слышал я, опять его прибило
К испытанью в искренней любви.
ПАВЕЛ МОРОЗОВ
СТАРОЕ ФОТО
На старом фото - мать моя
И молодой солдат
Сидят, улыбки не тая,
А с ними - старший брат
Сидит, головку наклоня,
Кусает леденец,
Ещё на свете нет меня,
Есть мама, брат, отец.
Они сидят, любовь храня,
Задумались о чём?
Ещё на свете нет меня,
Сидят себе втроём.
